Смартфоны на сегодняшний день являются практически единственным видом мобильных коммуникаторов. Но они также остаются довольно дорогими – самый дешевый смартфон стоит около 50 долларов. Но в будущем вам, возможно, не придется беспокоиться о цене, поскольку смартфоны могут стать бесплатными.
Сегодня все производители смартфонов и крупные операторы мобильной связи пытаются завоевать внимание потенциальных клиентов на перенасыщенных западных рынках. Они также пытаются завоевать долю рынка в развивающихся странах. Именно последнее стало тем фактором, который заставляет производителей бороться за максимальное снижение стоимости продаваемых там устройств и услуг.
Эксперты утверждают, что результатом такой гонки может стать бесплатный смартфон с безлимитным интернет-трафиком, звонками и SMS. По их словам, сегодня мы находимся на пути, который приведет к тому, что смартфон нам ничего не будет стоить. Никакие деньги не будут получены от прямой продажи объектов и услуг. Генерация дохода будет происходить косвенно, например за счет показа рекламы на экране блокировки или в приложениях.
Бесплатно, но не сегодня
Сегодня не стоит рассчитывать на скорое появление бесплатных сотовых телефонов. Хотя все говорит о том, что мы движемся в сторону таких устройств. В июле индийский производитель Ringing Bells анонсировал смартфон Freedom 251 стоимостью всего 4 доллара. При этом характеристики устройства позволяют предположить, что стоимость производства составит около 20 долларов. Идея Freedom 251 заключалась в том, что индийское правительство будет компенсировать 2 доллара с каждого проданного устройства, а остальную часть будут платить рекламодатели, чьи программы будут установлены на смартфон.
В смартфоне обещан 4-дюймовый IPS-дисплей с разрешением 960х540. Производитель не назвал название процессора, но сообщил, что он имеет четыре ядра с рабочей частотой 1,3 ГГц. Устройство также оснащено 1 ГБ оперативной памяти. Для хранения доступны 8 ГБ встроенной памяти и слот для карт памяти microSD.
Хотя инициатива Ringing Bells оказалась рекламным ходом, целью которого было увеличить продажи других смартфонов этой компании при обычной цене в $60-65, эта идея не была забыта. Другой индийский бренд попытался сделать то же самое, выпустив в апреле смартфон Docoss X1 по цене 188 рупий (13 долларов США). Но, как и Freedom 251, он не оправдал надежд своих создателей и провалился на старте продаж.
В западных странах сегодня невозможно реализовать идею бесплатного или очень дешевого телефона по двум причинам. Во-первых, покупателям в этих странах нужны только устройства высокого класса. Они также не потерпят наличия на своем гаджете установленных рекламных приложений.
Еще одна причина, по которой жители западных стран в ближайшем будущем не увидят очень дешевых телефонов – это операторские устройства.
Реклама вместо денег
Однако первые успешные попытки замены прямых платежей в мобильном секторе уже есть. В Великобритании продуктовый гигант Tesco заключил партнерское соглашение с австралийской фирмой Unlockd для создания приложения Tesco Mobile Xtras. Он отображает рекламные сообщения каждый раз, когда пользователь разблокирует смартфон. Вы можете их отключить, но если вы увидите хотя бы одно объявление в день в течение 21 дня, в конце месяца на ваш лицевой счет будет зачислено 4 доллара.
«Полезная, своевременная и интересная реклама позволяет собрать максимальную аудиторию вокруг конкретного продукта», — говорит генеральный директор Tesco Энтони Воллмер, который считает, что грамотная рекламная кампания — залог успеха любой компании.
Аналогичные решения есть на рынках Австралии и США, где клиенты Sprint через приложение Boost Mobile получают возможность получить 5 долларов на свой счет. Пока Unlockd находится только в начале разработки, по словам генерального директора Unlockd Мэтта Берримана, его компания планирует выйти на рынки других стран. Основная цель его компании — объединить тех людей в бедных странах, которые раньше не могли позволить себе мобильную связь.
Кому точно не хочется раздавать бесплатные сотовые телефоны
Сегодня разработчики мобильных приложений идут на рискованные и необычные шаги, чтобы заставить пользователей установить их приложение. Можно было бы предположить, что они начнут раздавать бесплатные телефоны в обмен на использование своих программ. Однако эксперт по мобильному маркетингу Эрик Сеферт говорит, что такая концепция не будет реализована в ближайшем будущем. Свою точку зрения он объясняет просто: с помощью одной студии-разработчика не удастся компенсировать затраты на производство целой серии смартфонов. Конечно, несколько крупных студий справятся с этой задачей, но они никогда не объединятся, поскольку конкуренция на этом рынке достигла рекордных размеров, и ни одна более или менее раскрученная студия не пойдет на уступки, заключив партнерское соглашение с конкурентами по бизнесу.
Учитывая миллиарды долларов прибыли, можно было бы подумать, что *запрещенная соцсеть, как одна из крупнейших платформ цифрового маркетинга, идеально подойдет для раздачи бесплатных телефонов. Ведь именно так можно получить новых зрителей рекламы. Но Сеферт уверен, что даже такие гиганты, как *запрещенная соцсеть, не заинтересованы в рекламе субсидируемых смартфонов.
«Это будет очень дорого, а также рискованно с точки зрения выбора правильной рекламы и того, как на нее отреагируют пользователи», — говорит аналитик. — По техническим характеристикам бесплатные гаджеты будут уступать флагману. Поэтому они будут наиболее востребованы среди пользователей, которых и сегодня не особо беспокоит реклама на своих телефонах».
Слова эксперта подтверждает история: *запрещенная соцсеть уже пытался выйти на рынок оборудования. Ее мобильный телефон HTC First, даже несмотря на цену в 0,99 доллара, при условии заключения контракта с мобильным оператором, вышел из строя при запуске.
HTC Первый
Крупнейший онлайн-ритейлер на планете Amazon предпринял аналогичные усилия по производству субсидируемых устройств. Его пожарный телефон постигла та же участь, что и HTC First. Тогда генеральный директор Amazon Джефф Безос заявил, что из-за огромных производственных затрат сегодня такие компании, как *запрещенная соцсеть, не готовы браться за производство бесплатных смартфонов самостоятельно.